Skip to main content

Сертификация продукции

В связи с утратой силы с 01.01.2018 Декрета Кабинета Министров Украины от 10.05.93 N 46-93 «О стандартизации и сертификации», Государственная система сертификации прекратила свое существование. А потому с 01.01.2018 отсутствуют правовые основания осуществления органами по сертификации деятельности по сертификации в государственной системе сертификации. Это означает, что впредь вся продукция, которая входила в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденного Приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 1 февраля 2005 года № 28, не подлежит обязательной сертификации.
Законом Украины «О техническом регулировании и оценке соответствия» предполагается объединить нормы законов «О подтверждении соответствия», «О стандартах, технических регламентах и ​​процедурах оценки соответствия» и декрета Кабинета министров от 10 мая 1993 года № 46-93 «О стандартизации и сертификации», одновременно определяя их как утратившие силу, а также предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Украины.
На Кабинет Министров Украины была возложена обязанность до дня прекращения действия Декрета обеспечить проведение анализа обоснованности введения оценки соответствия отдельных видов продукции, подлежащих пока обязательной сертификации согласно Декрету, требованиям технических регламентов и разработки, в случае необходимости, соответствующих технических регламентов.
Обязано производителя предоставлять поставщику информацию об обязательной сертификации продукции путем указания регистрационных номеров сертификатов соответствия или свидетельств о признании соответствия в документах, согласно которым передается соответствующая продукция.
Вместе с тем предусмотрено, что поставщик обязан реализовывать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, только при условии наличия в документах, согласно которым ему передана соответствующая продукция, регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия (ст. 16 Декрета).
Внедрен механизм ведения реестра с информацией о выдаче, отказе в выдаче, аннулировании, приостановлении действия сертификатов соответствия или свидетельств о признании соответствия продукции. Всем выданным сертификатам соответствия, декларациям соответствия и свидетельствам о признании присваиваются регистрационные номера.
Информация о принятии решения о выдаче, отказе в выдаче, аннулировании, приостановлении действия сертификатов соответствия или свидетельств о признании соответствия подается органами по сертификации в день принятия соответствующего решения средствами электронной связи для включения в Реестр центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере технического регулирования (ст. 141 Декрета).
Урегулирован порядок выдачи, отказа в выдаче, переоформлении решения о назначении органа по сертификации в государственной системе сертификации, расширение сферы назначения и аннулирования решения о таком назначении центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере технического регулирования (ст. 151 Декрета).
Кроме того, с целью детального урегулирования порядка назначения и функционирования органов по сертификации Министерство экономического развития и торговли Украины издало ряд приказов, которые вступают в силу с 10 февраля 2016:

• Приказ от 17.11.2015 г.. № 1454 «Положение о комиссии по рассмотрению апелляций на решения назначенных органов по оценке соответствия»;
• Приказ от 17.11.2015 г.. № 1454 «Порядок рассмотрения апелляций на решения назначенных органов по оценке соответствия»;
• отменяется административная ответственность за передачу заказчику или в производство конструкторской, технологической и проектной документации, включая технические условия, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил по качеству продукции и ее безопасности (ст. 169 КУоАП);
• отменяется административная ответственность за введение в оборот продукции, по которой нет сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия или декларации о соответствии, а также неправомерное применение национального знака соответствия (ст. 1701 КУоАП);
• изменено диспозицию статьи 1721 КоАП и установлена ​​административная ответственность за нарушение назначенными органами по оценке соответствия или признанными независимыми организациями процедур оценки соответствия требованиям технических регламентов, а также нарушения органами по сертификации, назначенными в государственной системе сертификации, правил и порядка обязательной сертификации продукции;
• изменено диспозицию статьи 1889 КоАП и увеличен размер штрафа за невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере стандартизации, метрологии и метрологической деятельности и технического регулирования, по устранению нарушений законодательства о стандартизации, метрологии и метрологической деятельности, технических регламентах и оценку соответствия и сертификацию продукции в государственной системе сертификации или создание препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей (такие д ии влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 20 до 50 НМДГ). Если эти действия совершены повторно в течение года после наложения административного взыскания — это влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 50 до 100 НМДГ.

Как было указано в Соглашении об ассоциации с ЕС, Украина постепенно внедряет свод европейских стандартов (EN) в качестве национальных стандартов. Одновременно с таким внедрением Украина отменяет конфликтные национальные стандарты, в частности межгосударственные стандарты (ГОСТ), разработанные до 1992 года.
Минэкономразвития издало ряд приказов о принятии европейских нормативных документов как национальных стандартов Украины, внесение изменений в национальных и межгосударственных стандартов и отмене определенных стандартов.
Министерство экономического развития и торговли Украины планирует до 2020 года создать адаптированную к требованиям Всемирной и Евросоюза систему технического регулирования, что позволит украинским производителям беспрепятственно выходить на иностранные рынки.
Таким образом, в соответствии с принятым Украиной курсом на евроинтеграцию осуществляется переход от обязательной сертификации продукции в системе УкрСЕПРО к подтверждению ее соответствия техническим регламентам, путем получения декларации соответствия.
В настоящее время оценке соответствия (декларированию соответствия техрегламентам) подлежат игрушки, моющие вещества, электробытовая продукция, электрическое, механическое, медицинское оборудование, другая продукция, использование которой может быть небезопасно для человека и окружающей среды, и на эту продукцию распространяются технические регламенты, которых насчитывается более 50.
Учитывая это, возникает вопрос, – какой документ лучше использовать для подтверждения соответствия продукции — сертификат соответствия или декларацию о соответствии?
Согласно Закону «О технических регламентах и оценке соответствия» от 15.01.2015 г., сертификат соответствия не является единственным документом, подтверждающим соответствие. К таким документам также относятся декларация о соответствии, протокол испытаний, отчет, заключение, свидетельство или любой другой документ, подтверждающий выполнение определенных требований, касающихся объекта оценки соответствия. Однако, несмотря на то, что Законом предусмотрен неисчерпаемый перечень документов о соответствии, для целей таможенного оформления применяются только сертификаты соответствия и декларации о соответствии. Таким образом, при осуществлении таможенного оформления уполномоченные органы вправе требовать только те документы для подтверждения соответствия товаров, на которые есть прямое указание в соответствующем нормативном акте, а именно — сертификаты соответствия и декларации о соответствии.
В чем же разница между сертификатом соответствия и декларацией о соответствии? Основное отличие заключается в том, что сертификат соответствия выдается на основании украинских нормативных актов, а декларация о соответствии выдается на основании технических регламентов, которые были разработаны (адаптированы) под европейские нормы. Технический регламент в Украине, по сути, является аналогом Европейской директивы в ЕС.
Принципиальным отличием декларации от сертификата является то, что при декларировании соответствия украинский производитель или импортер под свою полную ответственность документально удостоверяет, что продукция соответствует установленным законодательством требованиям и техническим регламентам. Декларация о соответствии может быть составлена в произвольной форме. Однако, учитывая то, что для подтверждения соответствия техническому регламенту необходимо проводить испытания продукции, в большинстве случаев декларации выдают и регистрируют аккредитованные органы по оценке соответствия на основании протокола испытаний под ответственность заявителя.
Декларация соответствия — обязательный документ, если техническими регламентами к товару установлены требования безопасности. Так как один товар может быть одновременно объектом нескольких технических регламентов, то и деклараций соответствия для одного товара может быть несколько. Сейчас разрешено составлять одну декларацию с указанием всех регламентов. Стоит заметить, что не для каждой продукции существует технический регламент и именно поэтому невозможно получить декларацию о соответствии техническим регламентам. В таком случае, например, для посуды, необходимо получить добровольный сертификат соответствия, поскольку нет технических регламентов, определяющих требования безопасности к данной продукции.
Следовательно, и сертификат соответствия, и декларация о соответствии техническим регламентам имеют одинаковую юридическую силу в вопросе подтверждения качества и безопасности продукции. Необходимо только соблюдать актуальные нормативные и законодательные требования к качеству и безопасности продукции и методам их контроля.